Интересно знать: 10 лучших аэропортов мира
С чего начинается любая страна для современного человека, не выпускающего из рук мобильный телефон и экономящего каждую минуту своего времени? Конечно, с аэропорта, куда он прибывает в командировку или в отпуск. Давно прошли те времена, когда аэровокзальные комплексы считались сугубо утилитарными сооружениями. Архитектура современных аэропортов с каждым днем становится все более изысканной и индивидуальной, социальная функция – разнообразной.
Очевидным является тот факт, что основная задача аэропорта – внегородское обслуживание населения и создание условий для пересадки с одного вида транспорта на другой: с железнодорожного или автомобильного — на воздушный (и наоборот). Однако организация авиаперелетов устроена таким образом, что процедура прохождения регистрации, сдачи багажа и посадки на борт является довольно продолжительной, в ходе которой у пассажиров появляется свободное время, которое можно использовать по-разному.
Современный аэропорт как раз и представляет собой своеобразный набор вариантов интересного и полезного времяпрепровождения, организованного по принципу "сотрудники авиакомпании работают, пассажиры отдыхают". Для современной архитектуры аэровокзальный комплекс — новый тип объекта, объединяющий, транспортные, торговые и развлекательные функции, и оснащенный множеством коммуникаций, а также оборудованием, обеспечивающим безопасность и комфорт пассажиров. Вместить все это в логически четкую пространственную структуру и яркий архитектурный образ – задача, достойная лучших проектировщиков планеты. Аэропорты включены на сегодняшний день в портфолио самых известных архитектурных мастерских мира, многие комплексы уже стали признанными достопримечательностями стран, в которых построены. "Собственник" составил свою десятку самых незабываемых аэропортов мира.
"Желтая майка лидера", бесспорно, принадлежит гонконгскому аэропорту "Чек Лап Кок", построенному знаменитым британцем лордом Норманом Фостером в 1998 году. Из иллюминатора самолета это сооружение напоминает гигантскую птицу, чьи ребристые крылья заботливо укрыли часть гонконгской земли (пассажирский терминал занимает площадь в 54 га), а клюв устало вытянулся вдоль береговой линии. Фостеру принадлежит идея принципиально нового типа аэровокзальной архитектуры – насквозь пронизанной светом и воздухом. Такой эффект достигается с помощью полупрозрачной кровли, высоких опор во внутренних помещениях и посредством перемещения технических служб аэропорта в подземный этаж.
Не менее грандиозным по своим масштабам и архитектуре является международный аэропорт "Чанги" (Сингапур). Сами сингапурцы шутят, что если их страну можно назвать раем для покупателей, то "Чанги" — это ее золотые врата. И действительно, ультрасовременный дизайн интерьеров здесь органично сочетается с мягкими плюшевыми коврами и персоналом, одетым в традиционные одежды. Этот аэропорт можно принять за роскошный торговый центр, если бы не табло с указанием прилетов и вылетов.
Незабываемое впечатление производит на путешественников аэропорт Денвера (США), кровля которого напоминает горную гряду. Череда светопрозрачных конусов особенно эффектно смотрится ночью, подсвеченная разными тонами. Впрочем, с этого года аэропорт неизбежно сравнивают с новым терминалом мадридского "Барахаса", спроектированным Ричардом Роджерсом – еще одним аэровокзалом, на облик которого повлияли горы. Волнообразная крыша, далеко выступающая над самой постройкой, стала визитной карточкой этого объекта. Интересно, что изнутри кровля обшита тонкими бамбуковыми пластинами, а поддерживают ее металлические опоры, окрашенные в цвета радуги.
Пятое место мы отдаем аэропорту "Куала-Лумпур", спроектированному знаменитым японскимархитектором Кишо Курокава. Масштаб сооружения смягчается за счет использования черт традиционной малазийской архитектуры и обилия живой зелени. Фирменный элемент аэровокзала – конусообразные башни-опоры, по вечерам подсвечивающиеся изнутри. Кстати, тот же Курокава спроектировал и международный аэропорт в Астане (Казахстан) – объект, только что сданный в эксплуатацию. Здание пассажирского терминала увенчано эффектным куполом, внутренности которого представляют собой открытое пространство. По его периметру расположены поэтажные антресоли, пересекаемые по хордам на разных уровнях прозрачными путеводами багажа и пассажиров.
Предельно технократичной, в отличие от вышеописанных объектов, получилась архитектура международного аэропорта Штутгарта (автор проекта – Мейнхард фон Геркан) – обилие стекла сменяется хромированными металлическими вставками, словно бы позаимствованными у космического корабля, а опоры более всего похожи на ветвистые (опять же металлические) деревья. Ставку на современность, практичность и лаконичность форм сделал в 1994-м году и французский архитектор Поль Андрё, проектировавший аэропорт "Шарль де Голль". Посетителям этого аэровокзала запомнятся сложная мембрана кровли и консольные выносы окон второго этажа, напоминающие иллюминаторы.
Еще один запоминающийся аэропорт – чикагский "О"Хара" — впрочем, его никак не назовешь удобным. Главная проблема этого аэровокзала – конфигурация его взлетно-посадочных полос, доставшаяся ему от старого военного аэродрома 1940-х годов. Они похожи на закрученный крендель, что затрудняет посадку самолетов, особенно в условиях часто случающихся в районе Чикаго туманов и сильных ветров. Решить проблему призвана проводимая в настоящее время реконструкция. А вот амстердамский "Схипхолл" (дословный перевод с голландского — "корабельный ад") – наоборот само воплощение рациональности и комфорта, которым подчинены и архитектура, и цветовое решение интерьеров, и шрифт надписей, и даже размещение табличек на определенной высоте и под определенным углом. Запоминающимся элементом интерьера является дырявый желтый шар – торговый павильон аэровокзального комплекса.
Так какой же аэропорт — самый красивый и самый удобный? За это звание ежегодно борются крупнейшие аэровокзалы мира. Любопытно, что пальму первенства уже несколько лет подряд держат азиатские страны. Впрочем, если вдуматься, в этом нет ничего удивительного: сделавшие ставку на туристов и экспорт, страны Азии не жалеют средств на представительские объекты, к коим, безусловно, относятся и аэропорты. К слову, на сегодняшний день о намерении построить "самый-самый" аэропорт заявил и Китай. Новые воздушные врата Поднебесной откроются в 2008 году – аэропорт стоимостью 2 миллиарда долларов для Китая проектирует Норман Фостер, который обещает, что этот объект воплотит "истинный смысл прибытия". Посмотрим, возможно, через пару лет список самых интересных аэропортов претерпит значительные изменения…